НачалоTSK Laboratory. Home encyclopedia of music collections.Поиск
Paul Butterfield

Paul Butterfield

Баттерфилд Пол (17 декабря 1942, Чикаго — 3 мая 1987, Лос-Анджелес) — американский блюзовый певец, признанный виртуоз игры на губной гармонике, одна из ключевых фигур в формировании блюз-рока.

Баттерфилд родился в Чикаго и еще в детстве открыл для себя блюз. Вместе с другим белым подростком — Майклом Блумфилдом (Michael Bloomfield) — он проникал в блюзовые клубы (где им не полагалось бывать без сопровождения взрослых) и слушал корифеев чикагского блюза. В отличие от Джона Мэйэлла и других зачинателей британской блюзовой волны, Баттерфилд мог не только изучать блюз по пластинкам, но и брать уроки у блюзовых мастеров. К 16 годам он настолько преуспел в игре на губной гармонике, что мог участвовать в джемах с молодыми музыкантами нового тогда направления Уэст-унд блюза: Мэджиком Сэмом (Magic Sam) и Отисом Рашем (Otis Rush). Поступил в Чикагский университет, где познакомился с Элвином Бишопом (Elvin Bishop). В 1963 собрал группу PAUL BUTTERFIELD BLUES BAND.

Группа была во многих отношениях экстраординарным явлением для своего времени. Блюз-бэнд Пола Баттерфилда исполнял блюз в рок-аранжировках. Возможно, это был первый блюз-бэнд со смешанным в расовом отношении составом. В нем играли белые молодые студенты (немузыкальных вузов): Майк Блумфилд (гитара), Элвин Бишоп (гитара), Марк Нафталин (клавишные) и ритм-секция из ветеранов чикагского блюза: басиста Джерома Арнолда (брата Билли Боя Арнолда) и барабанщика Сэма Лея (бывшего участника блюз-бэнда Хаулин Вулфа). В 1964 группа приняла участие в фестивале фолк-музыки в Ньюпорте, и их рок-напор вызвал настоящий скандал и возмущение в среде ревнителей чистоты фолкового звучания. Через год на этом же фестивале они аккомпанировали первому выступлению Боба Дилана (Bob Dylan) с электрогитарой, также вызвавшему полярные отклики.

Подписав контракт с фирмой “Elektra”, лидировавшей в области рок-музыки, блюз-бэнд Баттерфильда в 1965 выпустил дебютный диск с блюз-роковыми обработками известных блюзовых стандартов, принадлежавших лидерам чикагского блюза: Мадди Уотерсу, Уилли Диксону, Элмору Джеймсу, Литл Уолтеру. Последний был для Баттерфилда образцом для подражания в мастерстве игры на губной гармонике и одна из оригинальных композиций в альбоме — Thank You Mr. Poobah — представляла собой «ответ» на известнейший хит Литл Уолтера Juke. В качестве автора песни на обложке альбома впервые появляется имя Ника Гравенитеса (Nick Gravenites), ставшего вскоре одним из популярнейших мастеров калифорнийского рока. Современники особо выделяли игру Блумфилда, разработавшего новый стиль игры слайдом на электрогитаре. Альбом вызвал настоящую сенсацию, и ныне считается первой работой в области блюз-рока.

Если первый альбом представлял в новой рок-стилистике чикагский блюз, то следующий включал в себя развернутые гитарные импровизации Блумфилда и Бишопа и в большой степени приближался к джаз-року, а также демонстрировал модные для того времени эксперименты с индийской традиционной музыкой.

Ритм-секция группы часто менялась. Блумфилд покинул бэнд после второго альбома и создал свою первую группу ELECTRIC FLAG, также пытавшуюся скрестить блюз с роком. На следующем альбоме Баттерфилд использовал секцию медных, в которой участвовал известный в будущем джазовый саксофонист Дэвид Сэнборн. Увлекшись экспериментами, Пол Баттерфилд значительно отошел от блюзовой основы, на которой были выстроены его первые успешные работы. В 1969 блюз-бэнд Пола Баттерфилда принял участие в фестивале в Вудстоке. В духе хиппового «лета любви» одна из специально написанных для фестиваля песен называлась Марш любви. В том же году Баттерфилд участвовал в записи альбома Мадди Уотерса “Fathers & Sons”, в котором рок-музыканты отдавали дань уважения своим блюзовым учителям. Радиоконцерт с участием Баттерфилда и Уолтера Хортона, признанного мастера губной гармоники, участника блюз-бэнда Мадди Уотерса, опубликован на CD европейской фирмой “Red Lightnin’” под названием “An Offer You Can’t Refuse”.

К 1972, когда Баттерфилд распустил группу, в ее составе не оставалось уже никого из участников-основателей.

Элвин Бишоп довольно удачно занялся сольной карьерой, выпустив дебютный альбом в 1969. В 70-х сотрудничал с CBS/Epic. В конце 80-х подписал контракт с фирмой “Alligator” и продолжал успешно выступать на блюзовой сцене и записываться в 90-х.

В 1972 Пол Баттерфилд создает новый проект PAUL BUTTERFIELD BETTER DAYS в составе: Билли Рич (бас), Крис Паркер (ударные), Ронни Бэрон (клавишные), Эмос Гэрретт (гитара), Джефф Малдар (второй вокалист). Баттерфилд значительно прогрессировал как вокалист, и альбомы новой группы звучали ближе к соул — стилю, родственному блюзу, где Баттерфилд мог более выигрышно раскрыть именно этот талант. Гармоника, ранее бывшая главным инструментом, которому непременно предоставлялось развернутое соло в его предыдущих альбомах, звучит на них лишь как один из аккомпанирующих инструментов. Альбомы были приняты неплохо, но провалился альбом 1976 года. В 1976 Баттерфилд принимал участие в прощальном концерте группы BAND. Гастролировал с бывшими ее участниками: Ливоном Хэлмом в ансамбле RCO ALL STARS, а затем с Риком Данко как DANKO-BUTTERFIELD BAND.

Альбомы Баттерфилда конца 70-х — первой половины 80-х годов не были удачными ни в коммерческом, ни в творческом отношении, хотя включали в себя и отдельные достойные фрагменты. У Баттерфилда были серьезные проблемы со здоровьем, значительно усугублявшиеся его зависимостью от наркотиков и алкоголя, унаследованной от эпохи «любви, мира и цветов».Когда ему удавалось преодолевать эту зависимость, он представал вновь во всей силе своего таланта, как это демонстрирует видеозапись концерта “BBKing & Friends” 1987. Здесь Баттерфилд играет значительно энергичнее, эмоциональнее и в целом гораздо ближе к блюзовой эстетике, чем даже на самых удачных и популярных первых записях. Возможно, он стоял на пороге нового творческого взлета, но в мае 1987 его жизнь оборвал сердечный приступ, спровоцированный употреблением наркотика.

= Андрей Евдокимов.

Дискография:

Paul Butterfield Blues Band (Electra, LP, 1965)

East-West (Electra, LP, 1966)

Resurrection Of Pigboy Crabsha (Electra, LP, 1968)

In My Own Dream (Electra, LP, 1968)

Keep On Mooving (Electra, LP, 1969)

Sometimes I’m Just Feel Like Smiling (Electra, LP, 1970)

Live (Electra, LP, 1971)

Golden Butter — Best of (Electra, LP, 1972)

Better Days (Bearsville, LP, 1973)

It All Comes Back (Bearsville, LP, 1973)

Put It In Your Ear (Bearsville, LP, 1976)

North-South (Bearsville, LP, 1981)

Rides Again (Bearsville, LP, 1986)

Original Lost Electra Sessions (Electra, СD, 1995)

Дискография:

Студийный альбом:

Концертный альбом:

Сборник:

Участие в альбомах:

Смотри также:

Web